На юго-западном участке Байкала, вдоль побережья проложена, а в многочисленных местах прорублена сквозь скалы Кругобайкальская железная дорога (КБЖД). Это очень сложное инженерное сооружение на Транссибирской магистрали построено 1901-1905 г.
На 85 км железнодорожного участка приходится 800 инженерных объектов:
39 тоннелей;
55 галерей;
470 мостов;
более 200 подпорных стенок.
Протяженность самого длинного тоннеля – 807 м.
Качество работ было очень высоким, для строительства царь Николай II приглашал лучших специалистов по камню из Италии и Албании. Погодные и бытовые условия были очень суровыми, и за все время строительства погибло около 500 человек. Но несмотря на все сложности, желающих работать на этом участке Байкала было очень много, т.к. работа щедро оплачивалась.
По сложности работ, огромным финансовым и физическим затратам Кругобайкалка не имеет себе равных. Ее называют «золотой пряжкой на стальном поясе России». Пряжкой – так как КБЖД соединила Транссибирскую магистраль, разорванную Байкалом, а золотой – за колоссальные расходы на ее строительство. Эта ветка активно использовалась до 50-х годов 20 века, здесь «кипела жизнь». Затем часть дороги от Иркутска до порта Байкал была затоплена Иркутским водохранилищем. Сейчас расстояние от порта Байкал до п. Култук – тупиковая ветвь, но по ней курсируют туристические поезда. Можно проехать на экскурсионном ретро - поезде на паровозной тяге вдоль Байкала, совершая остановки в самых интересных местах, ведь сочетание рукотворных строений и неповторимым Байкалом делают КБЖД уникальной, не имеющей аналогов в мире.
Кроме живописных ландшафтов, прекрасных тоннелей, галерей и мостов здесь также можно встретить и разнообразный животный и растительный мир.